МБОУ "Средняя общеобразовательная школа 5"
Город Югорск, Ханты-Мансийский автономный округ  - Югра
  • Муниципальный класс

    Одним из главных направлений стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополниться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Образование должно формировать способность жить и работать в обществе.

    В соответствии с задачами модернизации образования, старшая ступень общего образования должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение целей формирования социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, возможно при введении профильного обучения.

    Общеобразовательная школа является базовым звеном модернизации образования. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

    Определяя индивидуальные профессиональные перспективы обучающихся 8-11 классов на протяжении двух последних лет, выявлено, что 36% подростков хотели бы связать свое будущее с работой в муниципальных органах, получить в ВУЗах специальность «государственное и муниципальное управление».

    Государственное и муниципальное управление: что за профессия? Чем обусловлен интерес к данной профессии?

    Россия – это государство, обладающее своим аппаратом управления, который делится на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. Каждая ступень призвана решать спектр своих вопросов в рамках компетенций: от принятия законодательства, до уборки прилежащих домовых территорий в каждом отдельном городе или поселке. Для того чтобы властные структуры работали эффективно и не нарушали закон и права отдельного гражданина, нужны высококвалифицированные кадры, обучение которых проходит именно по профилю «государственное и муниципальное управление». Выпускники данной специальности могут грамотно организовать работу властных структур, распределить бюджет, обработать обращения граждан, выровнять экономическую стабильность и многое другое.

    Выражение «страной может править кухарка» давно уже неактуально и в корне неверно. Обыватели даже не предполагают, что человек, находящийся на государственной службе, должен быть глубоко подкован в различных сферах: начиная от юриспруденции и заканчивая биологией и географией, для того, чтобы принимать качественные управленческие решения.

    Передовые страны уже давно готовят специалистов в этой области, в нашей стране система государственного и муниципального управления начала получать грамотных кадров только в 2000-х годах. В то время, когда страна только поднималась с колен, не имея за спиной стабильной нормативно-правовой базы, появилась необходимость в профессионалах, которые благодаря своим знаниям и компетенциям разработают и реализуют проекты, направленные на улучшение жизни граждан и государства в целом.

    Начиная с 1995 года, Министерством образования РФ было выпущено несколько стандартов для обучения на данной специальности в университетах и средних профессиональных учреждениях.

    Куда можно пойти устраиваться после обучения? Престиж данной работы в последнее время очень поднялся, но выбирая специальность "государственное и муниципальное управление", кем потом работать, понимают далеко не все.

    Какие властные структуры открыты для выпускников данного профиля?

    • Администрации разных уровней, причем это может быть и администрация президента.
    • Различные исполнительные органы: комитеты, отделы, управления, занимающиеся вопросами экономики, ЖКХ, образования, здравоохранения, транспорта, социальной защиты, экологии.
    • Законодательные структуры, будь то Государственная Дума, областное или краевое Законодательное Собрание или Совет народных депутатов непосредственно в муниципалитете. Здесь можно выступать непосредственно на профессиональной основе, а также в обеспечивающем аппарате всего органа или отдельно взятого депутата.
    • Дипломатические ведомства, отделы по внешнеэкономическим связям.
    • Надзорные органы (налоговая служба, правоохранительная, служба приставов).
    • Различные гражданские институты, занимающиеся вопросами социальной защиты, страхования, пенсионным обеспечением.
    • Многофункциональные центры, оказывающие государственные услуги населению.

    Кроме того, можно остаться в качестве преподавателя в университете (предварительно отучившись в магистратуре и аспирантуре), пойти в научно-исследовательские центры. Также коммерческие организации, где необходим управленческий персонал, очень часто предпочитают соискателей именно с дипломом государственного и муниципального управления.

    Профильный муниципальный класс формируется на уровне среднего общего образования и реализует двухуровневые образовательные программы среднего общего образования (базового и профильного) и обеспечивает предметную профильную подготовку учащихся 10-11 классов.

    При этом учебный процесс в этом классе строится следующим образом:

    • углубленно изучаются профильные общеобразовательные предметы и элективные курсы, к которым есть устойчивый интерес и индивидуальные способности учащихся;
    • сосредоточивается внимание на формировании профессионально важных качеств личности;
    • осуществляется контроль, коррекция профессиональных планов учащихся, выявляется степень их обоснованности;
    • намечаются пути подготовки к будущей профессиональной деятельности, способы диагностики мотивационно-ориентационной сферы учащихся, оценки результатов и достижений;
    • формируются основы для социально-профессиональной адаптации учащихся: ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, профессионально-педагогическая направленность;
    • формируются профессиональные интересы учащихся.

    Таким образом, в профильном муниципальном классе наряду с подготовкой учащихся происходит целенаправленное накопление знаний о будущей профессии и формирование мотивационно-ценностного отношения к будущей профессии.

    Программа обучения в профильном муниципальном классе включает в себя два направления:

    • Первое направление – учебная деятельность;
    • Второе направление – профориентационная деятельность.

    Учебная деятельность

    Учебный план профильного муниципального класса формируется в рамках универсального профиля, в котором реализуются следующие предметы профильного направления на углубленном уровне (по выбору учащегося): русский язык, математика, история, экономика, право; элективные курсы: основы финансовой грамотности, основы государственного и муниципального управления.

    Результативность прохождения программы профильного муниципального класса  отражается:

    • в различных формах контроля (разработка и реализация проектов, выполнение заданий, самопроверка/взаимопроверка заданий и т.д.);
    • в различных формах и содержании итоговой аттестации (защита проектов, решение профессиональных задач, портфолио и т.д.);
    • в участии в олимпиадах (всероссийских/ вузовских), позволяющих получить дополнительные преимущества при поступлении в ВУЗы.

    Профориентационная деятельность

    Одна из главных задач профильного муниципального класса - профессиональная ориентация учащихся для продолжения обучения в образовательных организациях высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление».

    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

    • Профессиональной просвещение;
    • Профессиональная диагностика;
    • Профессиональная консультация и др.

    Работа с учащимися:

    • профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий и др.;
    • тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
    • расширение знаний в рамках школьных предметов;
    • участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, турнирах по профилю;
    • участие в образовательных, научно-методических, воспитательных мероприятиях, проводимых Администрацией города Югорска;
    • участие в семинарах, практиках, мастер-классах, экскурсиях и других мероприятиях в целях ознакомления обучающихся с содержанием профессиональной деятельности в сфере муниципального управления;
    • организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
    • встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
    • консультации по выбору ВУЗа.

    Работа с родителями:

    • проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
    • индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися;
    • участие в семинарах, практиках, мастер-классах, экскурсиях и других мероприятиях в целях ознакомления обучающихся с содержанием профессиональной деятельности в сфере муниципального управления;
    • организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

    Утверждён и согласован совместный  план мероприятий на 2022-2023 года

    Обучение в профильном муниципальном классе помимо так называемых soft skills (качества личности) и hard skills (профессиональные навыки) помогает формировать ещё два типа навыков – self skills (навыки «построения себя») и digital skills (цифровые навыки), поэтому в содержание любых видов деятельности и мероприятий целесообразно включать и рефлексивный компонент, и получение опыта использования цифровых инструментов.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie